Приемная семья берет на себя обязательство по воспитанию ребенка, несущего эмоциональный груз прошлого и болезненные переживания по поводу семейной неустроенности.
На первый взгляд может показаться, что воспитание детей, помещенных в принимающую семью, ничем не отличается от воспитания кровных. Действительно, задачи воспитания и родных и приемных детей одинаковы, особенно если приемные дети - маленькие. Однако есть и особые моменты, которые нужно знать и учитывать принимающим родителям. Им понадобится умение помочь приемным детям войти в семью, облегчить боль потери кровной семьи, компенсировать издержки «бессемейного» детства, а это очень не просто – создать такие условия для адаптации, чтобы дети почувствовали себя полноправными членами новой семьи, любимыми и защищёнными.
Сегодня поговорим о воспитании приемного подростка. Чем же характеризуется подростковый возраст?
Подростковый возраст охватывает период от 11 лет до 15 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Социальная ситуация развития — это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:
- целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
- неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
- повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
- развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
- романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
- нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
- потребность в общении сменяется желанием уединиться.
- половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
- изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
- смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
- открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
- познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
- появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.
- Мы стираем все шероховатости, пытаемся сделать ребенка гладким, удобным. Но для кого? Сможет ли такой ребенок защитить себя?
- Мы читаем нотации, обвиняем, не пытаясь разобраться в сути, тем самым унижаем своего ребенка, а не помогаем ему.
- Мы ругаем ребенка, срываемся на нем, а нередко применяем и физические наказания. Но каждое физическое наказание в свое время откликнется физическим протестом.
- Мы разряжаемся на детях, а они в свою очередь заряжается нашей отрицательной энергией. И копит эту энергию в себе. Но ведь рано или поздно она даст о себе знать. И кто знает, чем обернется ваш пример воспитания.
Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет. В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
Кризис идентичности. Что касается первого кризиса, то кратко можно сказать, что в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.
Прогноз развития личности подростка в равной степени зависит от биологических и социальных факторов.
А социальные факторы – это среда, ближайшее окружение ребенка, методы воспитания и взаимодействия с ним.
Очень многое в жизни подростка зависит от эмоционального компонента общения. Если ребенок чувствует, что его любят, ценят, то в новой семье приобретает опыт нового здорового образа жизни, начинает бороться с негативными привычками своего детства, побеждает их. Именно в подростковом возрасте дети начинают дорожить своей вновь обретенной семьей. Как раз именно они (в отличие от подростков в кровных семьях) в меньшей степени склонны к побегам. Не надо бояться их интереса к своим корням, истории кровных родителей, их судьбе. Все это естественно. Каждый человек должен знать историю своей жизни, даже если в ней было много страшного и жестокого. Без прошлого нет будущего.
Прежняя жизнь детям не даёт забыть о себе насовсем. Ребята трепетно хранят память о прошлой жизни, для них важно рассказывать о ней. Слушайте, дайте выговориться, интересуйтесь. Если есть возможность, сделайте альбом из имеющихся фотографий. Уважая и принимая его прошлое, вы даёте понять, что детей не только приносят из роддома, но и берут на воспитание, и все дети одинаково дороги.
Формирование личности приёмных детей отягощает наличие двух пар родителей. Не зная ничего или почти ничего о родной семье, эти дети часто чувствуют себя одинокими. Если у подростка есть стремление узнать о своей прошлой семье – не препятствуйте, но проговаривайте, что сейчас мы-твои родители, мы любим тебя и хотим, чтобы ты был счастлив.
Отвечать на вопросы подростка о его родителях надо обстоятельно, говоря о наркотической или алкогольной зависимости родителей как о болезни, приведшей к деградации их личности…
Попытки приемных родителей из жалости скрыть от ребенка его происхождение приводят подчас к обратному результату. Порождают недоверие, отчуждение в отношениях новой семьи.
Многие считают, что приемного подростка перевоспитать уже нельзя. Конечно, многие черты характера у него сформировались, но он привык приспосабливаться, поэтому сможет перенять привычки и указания, которые вы дадите. Мотивация тут будет выше, чем в обычных семьях.
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно. Важно, чтобы эта борьба происходила в безопасных условиях и не принимала крайних форм. Ведь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В этом возрасте они считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы. Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью. Как уже говорилось выше, подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Вседозволенность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, вплоть до криминальных действий. Очень часто родители, уже прошедшие период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном опыте. Чтобы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, чтобы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания.
Для подросткового возраста характерны следующие особенности: противопоставление себя взрослым и активное завоевание новой позиции - закономерное явление, продуктивное для формирования личности подростка. Подросток как бы провоцирует запреты, чтобы затем проверить собственные силы в преодолении этих запретов, раздвинуть рамки, задающие пределы его самостоятельности. Именно через это столкновение подросток узнает себя, свои возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждении. Когда же этого не происходит, в дальнейшем могут проявиться либо запоздалый и бурно протекающий кризис 17-18 лет, либо затяжная инфантильная позиция "ребенка", характеризующая человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.
Таким образом, подростковый возраст - это период возрастного кризиса, позитивный смысл которого состоит в удовлетворении подростком потребности в самопознании и самоутверждении через борьбу за независимость в относительно безопасных условиях, не принимающую крайних форм, при этом кризисные симптомы - это эпизодические явления, интенсивность и способы выражения которых различны. Особенности проявления и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития, положением подростка в мире взрослых.
Подросток – все тот же ребенок, только еще более ранимый и нуждающийся в понимании и поддержке в лице приемных родителей.
Успешная адаптация подростка в семье зависит не только от характера приемной семьи, потраченных усилий, но и от самого подростка, от его готовности к новой жизни в семье, от того, насколько он сможет привязаться к ней. Именно привязанность обеспечивает одну из базовых потребностей ребенка - потребность в безопасности. Если эта потребность не удовлетворена, все его силы будут расходоваться на постоянную борьбу с тревогой. Поэтому, прежде чем предъявлять к подростку какие-либо требования (дисциплинарные, бытовые, по учебе), необходимо дать ему ощущение надежного тыла, принадлежности к семье.
В этом Вам помогут семейные праздники и традиции: приёмный ребёнок, наблюдая любовь и заботу между членами новой семьи, тоже захочет проявлять эти чувства. Очень важно совместное времяпрепровождение – просмотр кинофильмов и чтение книг с последующим обсуждением, походы, игры, творчество и др.
Подростки заинтересованы в разговорах о себе и своих отношениях с другими. Им важно понять, кто же они такие, какие они, и что другие об этом думают и чувствуют в отношении их. Подростки большую часть времени проводят с друзьями или в одиночестве, меньше времени уделяя семье. И в этот период важно для подростка поддержание коммуникации с подростками. Будьте чувствительны и отзывчивы к их опыту. Помните, что каждый подросток проходит через серьезные социальные и физические перемены; ставьте себя на место подростка в тех случаях, когда чувствуете сильное несогласие с ним или возрастающее недовольство. Будьте гибкими. Пытайтесь понять позицию подростка прежде, чем понять свою. Сохранение детско – родительских отношений является самым ценным и полезным в этот период времени, так как при возникновении сложной ситуации только сохранение отношений может поддержать подростка.
Только в близких отношениях с членами семьи ребенок сможет вновь обрести чувство привязанности и любви, преодолеть состояние одиночества и беспомощности, научится доверять другим!!!