Профилактика жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних.
В современном обществе, к сожалению, проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки и т.п.
Согласно статистике ежегодно отмечается увеличение числа детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения в различных его формах и проявлениях. Причины скрываются в политической и социальноэкономической нестабильности общества, неблагоприятных социальнобытовых условиях жизнедеятельности семей, изменениях ценностных ориентаций людей, чрезмерной занятости родителей и т.п.
Учреждения, в которых воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, замещающие семьи, в которые уходят эти дети, в контексте данной проблематики занимают особое место. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей особая группа риска, чей жизненный опыт может включать уже свершившиеся факты той или иной формы насилия. Длительное воздействие на ребенка неблагоприятной обстановки (в школе, семье, среди сверстников) приводит к глубоким личностным и социальным нарушениям, формированию личностных деформаций и последующих отклонений в поведении и, в совокупности факторов, является одной из причин социальной дезадаптации.
Последствиями и проявлениями социальной дезадаптации являются ранняя алкоголизация, детская наркомания и токсикомания, побеги из дома, бродяжничество, проституция, суицид. Эти явления приобретают все более широкие масштабы и превращаются в серьезную социальную проблему.
Социальная дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
Дети – сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, особая категория, которая требует пристального внимания со стороны специалистов разных служб сопровождения. В своей работе специалистам служб сопровождения, в целях принятия в своей повседневной деятельности адекватных эффективных мер защиты прав ребенка, необходимо иметь представление о наиболее часто встречающихся формах насилия над ребенком, диагностических признаках, реальных путях предотвращения насилия в отношении детей.
На сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию.
Каждый период жизни человека связан с определенным видом деятельности, который соответствует психологическому развитию. Данные виды деятельности называют ведущими. Термин был выдвинут А.Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано важнейшие психические новообразования:
- Младенчество - эмоциональное общение с взрослым.
- Ранний возраст - предметно-эрудированная деятельность.
- Дошкольный возраст - игра.
- Младший школьный возраст - учебная деятельность.
- Подростковый возраст – формирование взаимоотношений со
- сверстниками и с обществом в целом.
- Юношеский возраст – профессиональное обучение или трудовая
- деятельность.
Каждая ведущая деятельность соответствует определенной форме воспитания и обучения. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все виды деятельности происходят с искажением. Когда воспитанники начинают самостоятельную жизнь, они бывают, не готовы к ней. Воспитанники детского дома часто оказываются в условиях недостаточности или специфичности социальных контактов, несоответствующих возрасту индивидуальных особенностей детей. Дети, в закрытых учреждениях, часто отличаются от своих сверстников замкнутостью, недоверием к окружающему миру. Тяжесть последствий социальной, и других видов депривации и трудностей компенсации зависит от возраста, в котором ребенок лишился полноценных и устойчивых социальных отношений, а также от продолжительности и глубины нарушения контактов.
Депривация — термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации — двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие.
Сенсорная депривация может возникать в жизни, когда по тем или иным причинам человек испытывает так называемый сенсорный голод, не получает достаточного количества стимулов — зрительных, слуховых, осязательных и прочих. Для описания подобных жизненных условий психологи обычно пользуются понятием «обедненная среда».
В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна. Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга. Большой вклад в разработку этой проблемы внесла группа советских ученых, объединившихся под руководством Н. М. Щелованова. Они установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Н. М. Щелованов писал, что если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, которую неоднократно наблюдал в яслях и т.д., то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.
Социальная депривация. Учитывая важность уровня личностной зрелости как фактора толерантности к социальной изоляции, можно с самого начала предположить, что чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция. Находясь в домах ребенка с самого раннего возраста, у детей формируется особая форма поведения и мировосприятия. В общении таких детей с окружающими бросается в глаза назойливость и неутолимая потребность любви и внимании. Проявления чувств характеризуются, с одной стороны, бедностью, а с другой стороны, острой, аффективной окрашенностью. Этим детям свойственны взрывы эмоций — бурной радости, гнева и отсутствие глубоких, устойчивых чувств. У них практически отсутствуют высшие чувства, связанные с глубоким переживанием искусства, нравственных коллизий. Следует отметить также, что они в эмоциональном отношении очень ранимы, даже мелкое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию, не говоря уже о ситуациях, действительно требующих эмоционального напряжения, внутренней стойкости. Психологи в таких случаях говорят о низкой фрустрационной толерантности.
Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической работы. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.
Наиболее сложной формой депривации детей (по мнению Л.Ярроу) является материнская депривация - отсутствие связи ребёнка именно с биологической матерью. Материнская депривация - это состояние, возникающее вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери, социальный феномен, в основе которого лежит полное или частичное отсутствие у ребенка привязанности к взрослому человеку, подрыв доверия к миру взрослых, оборачивающийся изменением доверия к внешнему миру. Ведет к разного рода изменениям в психическом развитии. Отклонения в психическом развитии, связанные с материнской депривацией, проявляются в разном возрасте по-разному, но все они обладают потенциально тяжелыми последствиями для формирования личности ребенка. Полноценное развитие ребенка возможно только в психологическом контакте с матерью. Отрыв ребенка от родителей способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше ребенок оторван от матери и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва. Разнообразные нарушения привязанности создают основу для развития невротической личности, так как они выводят ребенка на психологически рискованные пути развития. Так, недостаточная сформированность чувства привязанности или его расстройство может постепенно вырасти в личностные проблемы или психические заболевания.
Эмоциональная депривация, связана с недостаточной возможностью для установления интимного эмоционального отношения ребенка к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана. У таких детей отмечается изменение эмоциональных реакций, что выражается в нарастании чувства тревоги, агрессивности, сложностью усвоения социальных норм, искаженными, нереальными представлениями о формах общения в связи с неблагоприятными условиями в семье, клиническими проявлениями задержки в развитии и сопутствующими соматическими заболеваниями, развивается эмоциональная вялость, и компенсаторная двигательная активность - раскачивание тела из стороны в сторону, стереотипные движения руками.
Депривация проявляется в социальной и нравственной дезориентации ребенка, его «психическом отчуждении», аддикциях, невозможности осваивать социально-одобряемые роли и высокие культурные ценности. У таких детей не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действительности, угол зрения смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Психологами установлено, что тот, кто перенес в детстве материнскую депривацию, обычно продолжает испытывать недоверие к людям, к миру. Такие люди бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными.
Формирование личности ребенка - сироты происходит в состоянии социальной и психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы, на развитие общения, самооценки ребенка, как следствие, у детей деформируются многие базовые установки личности, связанные с полноценной социализацией.
Депривационные факторы образуют сложную иерархическую структуру, где один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривации.
Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности. У них наблюдается снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие целеустремлённости. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены сиюминутными потребностями. При этом отмечается целый набор негативных черт характера: замкнутость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность.
У детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проявляется деформация личности, искажения в формировании самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. Именно это приводит к возникновению серьёзных проблем в сфере эмоционального развития. Таким детям мало знаком язык жестов и мимики, изменчивых интонаций. Они редко проявляют сочувствие, сопереживание в отношениях с окружающими людьми. Им часто свойственны замкнутость, заторможенность, упрямство, негативизм.
Эмоциональный портрет воспитанника детского дома (по исследованиям Э.А. Минковой) характеризуется такими чертами, как:
- пониженный фон настроения;
- бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;
- склонность к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик; благодушие, приподнятое настроение – в угрюмость, агрессию);
- однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений;
- эмоциональная поверхностность, которая сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию;
- неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);
- повышенная склонность к страхам, тревожности, беспокойству;
- основная направленность положительных эмоций – получение всё новых и новых удовольствий (в то же время положительные эмоции более стойки и эффективнее регулируют поведение;
- нестабильность эмоциональных контактов с окружающими (легко вступают в контакт, внешне в общении могут казаться живыми и непосредственными, но быстро меняют партнёров по игре);
- непонимание эмоционального состояния другого человека, его поведение часто вызывает отрицательные эмоции к партнёру, отражается на взаимоотношениях с ним, приводит к конфликтам и ссорам;
- чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до 6-7 лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта).
Все выше перечисленные особенности в развитии детей-сирот необходимо учитывать педагогам, работающим с ними, кандидатам в замещающие родители на этапе подбора ребенка и адаптации его к семье, в периоды кризисных этапов развития ребенка. Отсутствие необходимых компетенций у замещающих родителей и педагогов об особенностях развития детей-сирот в разные возрастные периоды может привести к затяжным конфликтным ситуациям и, как следствие, к жестокому обращению с ними.
Специалисты, работающие с детьми-сиротами, с замещающими семьями, должны уметь своевременно распознавать признаки жестокого обращения с ребенком на ранних этапах, провести оценку риска причинения вреда и обеспечить ребенку своевременную помощь.
Основные понятия и формы жестокого обращения с детьми.
Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних.
Жестокое обращение с ребенком в любых формах может проявляться со стороны других несовершеннолетних, что носит название «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля). Жестокое обращение с ребенком со стороны родителей и других родственников является формой насилия в семье.
Насилие классифицируется по нескольким параметрам:
- явное или скрытое, в зависимости от стратегии поведения обидчика;
- происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;
- единичное или множественное, длящееся многие годы.
Жестокое обращение с детьми является медицинской, психологической и юридической проблемой. Любые формы насилия, халатного отношения к ребенку запрещены законом, влекут за собой уголовную ответственность. Согласно статистике, количество детей, подвергшихся жестокости родителей, растет ежегодно. Акты физического надругательства испытывают 25% детей и подростков. Сексуальному насилию подвергаются 20% девочек, 7-8% мальчиков. Жертв пренебрежительного отношения, психологического прессинга, предположительно, больше, однако точное их количество неизвестно.
Формы жестокого обращения с детьми:
1. Физическое насилие;
2. Сексуальное насилие;
3. Эмоциональное (психологическое) насилие;
4. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка.
Физическое насилие, в отношении детей, - это преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. К нему относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Формы физического насилия:
- Избиение;
- Пощечины, подзатыльники, тычки, шлепки, щипки;
- Порка;
- Нанесение травм, ожогов;
- Вырывание волос;
- Фиксация в неудобной позе;
- Укусы;
- Изоляция (запирание в кладовке, туалете);
- Преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды);
- Грубое нарушение режима дня;
- Обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос)
- Сильное встряхивание грудных детей.
Сексуальное насилие или развращение есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.
Формы сексуального насилия над ребенком:
Контактное:
-Половой акт;
- Телесный контакт с половыми органами ребенка;
- Введение различных предметов во влагалище или анус ребенка;
- Мастурбация.
Неконтактное:
- Демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц ребенку;
- Демонстрация эротических и порнографических материалов ребенку;
- Совершение полового акта в присутствии ребенка;
- Подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур;
- Принуждение ребенка к раздеванию в присутствии других лиц;
- Игры сексуального характера;
- Изготовление порнографических изображений ребенка;
- Подавление нормальных сексуальных интересов ребенка или
стимулирование детской сексуальности в ущерб другим аспектам развития
ребенка;
- Разговоры о сексуальности, не соответствующие возрасту ребенка.
Формы коммерческой сексуальной эксплуатации:
- Детская проституция;
- Детский сексуальный туризм;
- Детская порнография;
- Трэффик детей (торговля детьми) в сексуальных целях.
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
Формы психологического насилия:
Отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение, унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения».
Терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития.
Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.
Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальныхконтактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.
Развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка; воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.
Формы пренебрежения нуждами:
- Оставление ребенка без присмотра;
- Отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);
- Непредоставление ребенку питания, одежды, жилья;
- Несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий;
- Приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка;
- Отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды;
- Несоответствие одежды ребенка погодным условиям;
- Непредоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок;
- Неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в неправильной дозировке;
- Опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т.п.;
- Отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.
Выявление случаев жесткого обращения с детьми.
Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образом, специалисты должны уметь распознавать признаки жестокого обращения и проводить оценку риска причинения вреда. Поводом для вмешательства специалистов, проведения оценки и расследования может быть:
- Сообщение ребенка или очевидцев о факте жестокого обращения.
- Наличие признаков жестокого обращения с ребенком.
- Наличие причин и условий (факторов риска), способствующих жестокому обращению с ребенком.
Сообщения о фактах жестокого обращения могут поступать по телефону или из личных обращений граждан и самих детей, а также от специалистов, работающих с несовершеннолетними. Если сообщение поступает от самого потерпевшего ребенка, оно, как правило, соответствует действительности. Иногда ребенок может наговаривать на взрослых, либо преувеличивать степень насилия, однако это случается редко. Так же достоверны сообщения очевидцев насилия или его последствий. Поэтому одним из самых эффективных методов выявления жестокого обращения с детьми является телефон доверия или горячая линия по вопросам жестокого обращения с детьми. Любые сообщения о фактах жестокого обращения должны быть внимательно приняты, проанализированы и расследованы.
Необходимо провести опрос ребенка, соблюдая ряд рекомендаций. Также необходимо провести опрос очевидцев жестокого обращения с ребенком.
Не всегда ребенок и члены его семьи готовы заявить о случае жестокого обращения. Это может быть связано с рядом причин – страхом наказания, непониманием серьезности происходящего, недоверием к специалистам и т.д. В таких случаях выявить ребенка, пострадавшего от жестокого обращения, можно благодаря физическим, эмоциональным и поведенческим признакам у ребенка. Также наличие признаков может подтвердить или опровергнуть свидетельства ребенка и других очевидцев, что важно для расследования случаев жестокого обращения. Признаками жестокого обращения являются его краткосрочные и долгосрочные последствия, а именно вред физическому и психическому здоровью ребенка и его развитию.
К факторам, способствующим жестокому обращению с ребенком можно отнести: особенности ребенка, особенности семьи, особенности родителей (или лиц их замещающих), а также социально-психологические и культурные факторы. При наличии риска причинения вреда ребенку необходимо предпринять профилактические меры и тем самым предотвратить жестокое обращение и связанные с ним последствия.
Признаки и симптомы жестокого обращения с детьми.
Признаки того, что ребенок подвергся насилию, распознать просто не всегда. Дети часто боятся рассказывать о каких-либо фактах, так как думают, что в происшедшем будут винить их, что им не поверят или потому, что обидчик им дорог.
Ребенок, переживший насилие, нуждается в дополнительной поддержке и лечении, и чем скорее, тем лучше. Чем дольше он будет подвергаться насилию или будет вынужден сам справляться с ситуацией, тем труднее ему будет восстановиться.
Необходимо обращать внимание на любые необъяснимые изменения поведения или внешнего вида ребенка.
Травмы обычно указывают на физическое насилие, в то время как изменение поведения отражает беспокойство, вызванное любым стрессом. Не существует каких-то определенных изменений поведения, которые бы специфически указывали на определенный вид насилия.
Признаки жестокого обращения с ребенком разделяют на физические, поведенческие, эмоциональные и специфические. Практически ни один из признаков, приведенных ниже, не указывает в отдельности на жестокое обращение с ребенком. Выявление одного или более из этих признаков должно становиться поводом к оценке ситуации и расследованию, чтобы исключить или подтвердить жестокое обращение в отношении ребенка. Необходимо рассматривать ситуацию в целом, оценивая разные данные о ребенке и его окружении.
Признаками физического насилия над ребенком являются:
- Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие).
- Задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей).
- Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
- Характер повреждений при физическом насилии:
- синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, жидкостями, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
- ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
- повреждения и переломы костей травматического характера, припухлость и болезненность суставов;
- выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
- участки облысения, кровоподтеки на голове;
- повреждения внутренних органов травматического характера;
- на голове - ретинальные геморрагии (кровоизлияния в глазное яблоко), участки облысения.
Особенности поведения детей при физическом насилии:
Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых: редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо развитые навыки общения; крайности в поведении - от агрессивности до полной безучастности.
Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание речевого развития.
Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться; агрессивность.
Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; попытки самоубийства; криминальное или антиобщественное поведение.
Основные особенности поведения взрослых, если они используют физическое насилие:
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
- обвинение в травмах самого ребенка;
- позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;
- отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
- неспровоцированная агрессия по отношению к специалистам служб, проверяющих условия жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям;
- неадекватность реакции на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
- рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.)
На неслучайный характер травм может указывать:
- множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);
- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;
- наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);
- появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.
Признаки сексуального насилия над ребенком:
Вовлечение ребенка в сексуальные действия, как правило, происходит постепенно, а не является однократным случайным эпизодом. Оно может тянуться годами. Причем насильник всегда значительно старше, сильнее, и жертва находится в зависимости от него. Сексуальное насилие всегда окружает тайна.
К физическим признакам относятся:
- повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевры, повреждение кожи груди, бедер, расширение ануса;
- следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;
- заболевания, передающиеся половым путем, беременность, повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;
- резкие изменения веса (потеря или прибавление);
- вагинальные кровотечения, боли внизу живота;
- боль при сидении и ходьбе, симптомы в области рта: экзема, дерматит, герпес;
- разорванное, запачканное или окровавленное бельѐ.
Особенности поведения детей:
Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста); несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация.
Дети младшего возраста: резкое ухудшение успеваемости; невозможность сосредоточиться; несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально окрашенное поведение; гнев, агрессивное поведение; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение; мастурбация.
Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение; затруднения с половой идентификацией; сексуализированное поведение; угрозы или попытки самоубийства; употребление алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.
Специфические признаки сексуального насилия:
- Откровенно сексуальные игры и поведение, не соответствующие уровню развития.
- Сексуально окрашенные рисунки и разговоры.
- Способность в деталях описать различные действия сексуального характера.
- Чрезмерная мастурбация, открытая мастурбация.
- Вовлечение других детей в действия сексуального характера.
- Сексуальное насилие со стороны несовершеннолетнего по отношению к другим детям.
- Избегание мужчин или женщин.
- Стигматизация, изоляция от сверстников.
- Раннее начало сексуальной жизни, частая смена партнеров.
- Проституция.
Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями (законными представителями), окружением, может выявить жестокое обращение с детьми.
Признаки эмоционального (психологического) насилия над ребенком.
Возрастная специфика проявлений:
Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.
Для младших школьников - проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.
У детей в препубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное и/или делинквентное (криминальное) поведение, хроническая неуспеваемость.
В пубертатном периоде - депрессия, растет агрессивность, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.
Группы риска детей по эмоциональному насилию:
- дети раннего возраста;
- дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями.
Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:
- Нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается.
- Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка.
- Постоянное сверхкритичное отношение к нему.
- Негативная характеристика ребенка.
- Отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником.
- Перекладывание на него ответственности за неудачи взрослых.
- Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
Признаки пренебрежения интересами и нуждами ребенка.
Внешние проявления:
- утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
- у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
- одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
- нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
- отставание в весе и росте от сверстников;
- педикулез, чесотка;
- частые «несчастные случаи»;
- гнойные и хронические инфекционные заболевания;
- запущенный кариес;
- отсутствие надлежащих прививок;
- задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения:
- постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;
- неумение играть;
- поиск внимания/участия;
- частые пропуски школьных занятий;
- крайности поведения;
- инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;
- агрессивен или замкнут, апатичен;
- гиперактивен или подавлен;
- неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
- склонность к поджогам, жестокость к животным;
- мастурбация, раскачивание, сосание пальцев.
4. Выявление жестокого обращения с детьми раннего возраста (от 0 до 3 лет).
Каждый человек, с рождения начинает обобщать опыт взаимодействия со своим близким взрослым. Младенец в процессе ежедневного общения с матерью (или лицом ее заменяющим) вырабатывает систему эмоциональной и поведенческой подстройки к поведению и состоянию матери. Если мать чувствительна к ребенку - для подстраивания ребенок не затрачивает значительное количество психических сил, если мать не только не чувствительна, но и может представлять опасность для ребенка, то он будет вынужден задействовать большое количество своей психической активности для удовлетворения своей собственной потребности в безопасности.
Комплексность физиологических процессов, составляющих эмоциональные реакции, у детей до трех лет, проявляется достаточно четко. Так, отрицательная эмоциональная реакция при запаздывании кормления, выражается в крике и плаче, проявляется в усилении общей двигательной активности (беспокойные движения), учащении пульса, в характерной мимике плача (обида) и голосовых звуках с соответствующими изменениями дыхательной кривой (голодный плач). Отрицательная реакция при тугом пеленании выражается в мимике неудовольствия, защитном рефлексе натуживания как попытке освободиться от ограничения движения, задержке дыхания и урежении пульса (реакция гнева). Уже на самых ранних этапах развития для ребенка характерно функционирование различных по структуре эмоциональных состояний, имеющих активный или пассивный характер и отражающих то или иное «настроение».
Если мать (или медицинская сестра в доме ребенка), реагирует на плач малыша с раздражением, криком, трясет его, начинает угрожать ребенку (например, физическим наказанием), если он не прекратит плач, или может причинить ребенку боль (ударить, шлепнуть, и т.п.). в таком случае материнский отклик опасен для ребенка, т.к. несет угрозу его физической безопасности. Такая ситуация ставит перед младенцем задачу найти способ, который снизит вероятность опасного воздействия со стороны матери.
Младенец и ребенок раннего возраста формирует самозащитные стратегии, сталкиваясь с опасным социальным окружением. В ситуации, когда младенец плачет, а мать , видя его плач, молча берет его на руки, может начать менять ему подгузник, или может оставить плачущего младенца одного на длительное время, подобную реакцию матери принято рассматривать как пренебрегающую. В данном случае ребенок переживает опыт пренебрежения его основными потребностями. В этой ситуации, младенец также будет искать способ снизить количество пренебрежения со стороны близкого взрослого.
Важно отметить, что обобщения сделанные детьми, ими не осознаются. По тому, какие виды реакций использует ребенок во взаимодействии с матерью или лицом ее заменяющим, можно сделать вывод о том, насколько взрослый способен удовлетворять потребности ребенка, есть ли пренебрежение или жестокое обращение со стороны взрослого по отношению к младенцу.
Сигналы, которые использует ребенок младенческого возраста в случае, если его нуждами значительно пренебрегают:
- во взаимодействии со взрослым ребенок не проявляет знаков сильной тревоги (не плачет, редко хмурится);
- ребенок пристально смотрит на взрослого, не отводя взгляд;
- ребенок улыбается, однако его тело может оставаться неподвижным, улыбка не сопровождается вокализациями; взрослый не вовлечен и не разделяет интерес ребенка;
- ребенок может иметь высокую двигательную активность; такая активность может сочетаться с отстраненностью и неподвижностью взрослого.
Описанные выше сигналы младенца являются адекватным приспособительным откликом со стороны ребенка в ситуации, когда мать эмоционально недоступна для него. Недоступность матери побуждает ребенка быть активным и внимательным по отношению к ней, вместе с этим, выражение его собственных потребностей, негативного аффекта — сдерживается, и, в некоторых случаях — фальсифицируется, т.е. заменяется на выражение ложной радости уже в младенческом и раннем возрасте.
Механизм формирования ребенком подобных проявлений является адаптивным поведением по отношению к матери, увеличивающим ее отзывчивость. Увеличивая свою позитивную активность, младенец «вовлекает» мать во взаимодействие, она становится более оживленной и способной быть эмоционально ближе к ребенку.
Одним из важных сигналов со стороны младенца, говорящим о его психологическом неблагополучии, является большое количество позитивного аффекта (улыбок), сочетающиеся с минимальным количеством плача. Можно сделать неправильный вывод о состоянии ребенка, если наблюдать чрезмерно улыбчивого малыша. Многим профессионалам требуется время, чтобы научиться идентифицировать, различать ложную и подлинную радость. Признаками подлинной радости ребенка являются не только улыбки, но также и присутствие позитивных вокализаций, расслабленное, подвижное тело; наблюдателю должен быть понятен и источник радости. Ложная радость характеризуется наличием улыбки на лице ребенка, однако наблюдатель может заметить высокое напряжение в теле, отсутствие вокализаций, грустные глаза; также может быть трудно понять причину «радостного» состояния ребенка.
Сигналы, которые использует ребенок младенческого возраста в случае физической угрозы со стороны взрослого:
- тело ребенка крайне напряжено (до оцепенения), особенно в случае, когда взрослый прикасается к нему, или берет ребенка на руки;
- ребенок пристально смотрит на взрослого, не улыбаясь при этом;
- ребенок издает мало звуков, в том числе и в ситуации, когда взрослый, очевидно может доставлять ему дискомфорт (сильно трясет, грубо прикасается);
- ребенок не проявляет интерес и предметам и игрушкам.
Описанные выше сигналы ребенка являются адаптивными в условиях пренебрежения и физической угрозы со стороны заботящего лица. Уже в младенческом возрасте ребенок способен к формированию самозащитных стратегий. Однако в данном случае, его безопасность обеспечивается за счет значительных психических усилий; ребенок подавляет свои потребности в заботе, утешении и безопасности для поддержания взаимодействия с матерью и предотвращения эмоциональной или физической угрозы с ее стороны. По мере взросления ребенок способен развивать свои самозащитные стратегии, сформированные в младенчестве. Иными словами, то, что не может сделать младенец, то способен сделать ребенок раннего возраста.
Обнаружено, что дети раннего возраста, чьими нуждами пренебрегали в младенчестве, проявляют:
- беспорядочное дружелюбие по отношению к незнакомым взрослым;
- демонстрируют позитивное настроение (особенно в непривычных, незнакомых условиях);
- фокус их внимания направлен на нужды взрослых, но не на исследовательскую активность.
То есть начальные признаки стратегии вынужденного заботливого поведения по отношению ко взрослому, наблюдаемые в младенчестве; демонстрируются в значительной мере в раннем возрасте.
Дети, имеющие подобную стратегию, как правило, не доставляют неудобств взрослым (родителям, воспитателям в детском саду и т.п.). Однако их психическое развитие находится в зоне риска в связи с тем, что, интерес детей направлен не на познание окружающего мира, а на обращение на себя внимания своих близких, т.е. на удовлетворение своей потребности в безопасности. Данная самозащитная стратегия распространена у детей в домах ребенка; вместе с этим, у детей из семей она также может наблюдаться.
Дети в возрасте от 18 до 30 месяцев, по отношению к которым родители используют жестокое обращение, демонстрируют самозащитную стратегию, которая выражается в демонстрации послушного поведения.
В таких случаях дети вынуждено подавляют свои негативные чувства и действия, стремительно реагируя на просьбы и указания матери. Послушность, в данном случае, способствует снижению родительской агрессии по отношению к ребенку. Однако подобное аффективное регулирование основывается на страхе наказания, который связан с жестоким обращением.
Профессионалам, наблюдающим за детьми в семьях и учреждениях, необходимо озаботиться состоянием детей раннего возраста, которые чрезмерно послушны, легко отзываются на просьбы взрослых, слишком дружелюбны, демонстрируют сильное позитивное возбуждение, даже в непривычных ситуациях, либо в ситуациях, где радоваться не уместно.
Такие эмоциональные и поведенческие реакции детей раннего возраста указывают, что они имеют опыт пренебрежения и жестокого обращения со стороны близких. Основным методом диагностики такого опыта является наблюдение.
Специалистам, занимающимся психологической помощью детям, необходимо учиться наблюдению, т.к. оно является сложным, многогранным процессом, захватывающим личность наблюдателя.
Таким образом, целями обучения наблюдению являются:
- выработка навыка точной идентификации сигналов, которые подает ребенок и его близкий взрослый;
- умение отделять собственный вклад наблюдателя (чувства, проекции, ожидания, опасения, тревоги, фантазии) от того, что происходит во взаимодействии ребенка и родителя;
- умение формулировать интерпретацию по результатам наблюдения.
Технология работы при выявлении случая жестокого обращения с ребенком.
Специалисты должны уметь распознавать признаки жестокого обращения и проводить оценку риска причинения вреда.
Целесообразно подразделять три уровня жестокого обращения:
- минимальный - опасность трагических последствий незначительна. Факты плохого обращения с ребенком носят единичный характер, но вероятность повторения подобных фактов очевидна.
- средний - серьезные последствия для здоровья, жизни, нормального развития не наступают немедленно, вследствие такого обращения с детьми, но могут проявиться в будущем.
- критический - оставление ребенка в семье без неотложной помощи может привести к серьезным нарушениям физического или психического здоровья, смерти ребенка.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» (с изменениями и дополнениями), органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:
1) органы прокуратуры - о выявлении случаев угрозы жизни и здоровью и (или) совершения жестокого обращения с ребенком, насильственных действий, в том числе сексуального характера;
2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав – о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действиях либо бездействии должностных лиц, родителей, лиц их заменяющих, не обеспечивших защиту прав и законных интересов детей;
3) органы опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
4) органы управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
5) органы внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия;
6) органы управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
7) органы управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
8) органы по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.